Версия страницы для людей с ограниченными возможностями(белый фон)
Версия страницы для людей с ограниченными возможностями(черный фон)
Версия страницы для людей с ограниченными возможностями(синий фон)
Обычный режим
[A+][A-] Cинтезатор речи
Пятница, 21.07.2017, 21:39, Гость

ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат No 23»

Наша школа
Информационно-образовательные ресурсы
Гости сайта
Яндекс.Метрика
Программа развития

Программа развития общеобразовательной системы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 23 II, IV и VI видов г. Белгорода является организационной основой образовательной политики, которая определяет пути ее совершенствования с учетом социально-экономических факторов. План реализации Программы развития образовательной системы школы-интерната с 2009 по 2014 гг. состоит из следующих разделов:

  1. Специфика образовательной системы школы-интерната.
  2. Анализ результатов деятельности, основные идеи и приоритеты развития.
  3. Основные направления развития:
  • совершенствование системы управления образованием;
  • развитие дошкольного образования;
  • развитие общего образования;
  • развитие системы воспитания;
  • дополнительное образование;
  • социальная защита и охрана прав детства;
  • сохранение и укрепление здоровья детей;
  • целевые программы.
  • Ресурсное обеспечение развития учреждения
    Правовые ресурсы развития:
    1. Семейный кодекс: (федеральный закон: принят Гос. Думой 8 декабря 1995 г.: по состоянию на 1 марта 2007 г. )
    2. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»: ( принят Гос. Думой от 24 ноября 1995 г. № 181)
    3. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»: (принят Гос. Думой от 4 декабря 1996 г. )
    4. Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)»: ( принят Гос. Думой от 12 января 1995 г.).
    5. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
    ( принят Гос. Думой от 18 июня 1999г. ).
    1. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении норм материального обеспечения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в Федеральном Государственном образовательном учреждении»: (принято Правительством Российской Федерации от 25 мая 1999г. )
    2. Положение Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении положения о порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой, попечительством»: (принято Министерством образования Российской Федерации от 16 февраля 1996 г. № 50 ).
    3. Постановление Правительства Российской Федерации «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющих детей – инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг»: ( принято Гос. Думой от 27июля 1996 г. № 901).
    4. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о назначении выплате государственных пособий гражданам, имеющих детей»: ( принято Правительством Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 865 ).
    5. Указ Президента Российской Федерации «О мерах социальной поддержке многодетных семей»: (издан Президентом Российской Федерации от 5 июня 1992 г. № 31 ).
    6. Доклад Государственного совета Российской Федерации «Образовательная политика России на современном этапе»: ( издан 6 августа 2001 г. ).
    7. Закон Белгородской области «Об ответственности родителей за воспитание детей»: (принят Белгородской Областной Думой 20 января 2005 г.).
    8. Закон Белгородской области «О защите прав ребенка в Белгородской области»: (принят Белгородской Областной Думой 30 ноября 2000 г.)
    9. Закон Белгородской области «Об организации деятельности по осуществлению опеки и попечительству в Белгородской области»: (принят Белгородской Областной Думой 27 января 2000 г. № 88).
    10. Приказ Управления социальной защиты по Белгородской области «О порядке работы областной Межведомственной медико-психологической комиссии, системы образования по обследованию и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья»: (принят в 2006 г.)

    I. Специфика образовательной системы

    Концепция основной деятельности учреждения заключается в создании адаптивной образовательной среды с предоставленным комплексом психолого-педагогических и медико-социальных услуг, в целях дальнейшей социализации либо социально-средовой адаптации учащихся и воспитанников школы-интерната.

    В основу образовательной деятельности школы-интерната заложено следующее нормативно-правовое обеспечение: 1.Федеральные нормативные документы «Закон «Об образовании» с изменениями и дополнениями; Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2012 гг.; Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.; типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии от 12.03.97 г.). 2.Региональные нормативные документы. 3. Муниципальные нормативные документы.

    План реализации программы информатизации образовательной системы г. Белгорода на период с 2009 по 2014 гг. .; Сборник нормативно-правовых и распорядительных документов по регламентации деятельности образовательных учреждений (20…г.);

    Сборник нормативных документов по специальному (коррекционному) образованию (2001 г.); Образовательное пространство представлено дошкольным и школьным отделениями, а также службами сопровождения, которые в совокупности своей обеспечивают реализацию образовательных программ специального дошкольного, специального начального, основного общего и дополнительного образования. Структура образовательного пространства

    Таким образом, образовательное учреждение – это сложная структура, требующая координированного управления. Набор в дошкольное отделение осуществляется через областную медико-психолого-педагогическую консультацию (ОМПМПК), которая рекомендует тип образовательного учреждения по факту наличия того или иного дефекта (нарушение слуха, зрения или опорно-двигательного аппарата). ШППк выявляет возможности каждого воспитанника, обследует его на своем уровне и определяет вариант обучения (для детей с нарушением слуха).
    Задачами ШППк являются:

  • углубленное обследование каждого вновь поступившего ребенка, выявление его потенциальных возможностей, определение индивидуального плана работы с ним;
  • проведение первичной экспертной оценки образовательных, развивающих программ и лечебных мероприятий;
  • определение эффективности и уточнение целесообразности комплекса реабилитационных мероприятий (в т.ч. соответствие уровня обучения возможностям ребенка);
  • консультирование педагогов и родителей (законных представителей) по вопросам специального (коррекционного) образования.
  • Дошкольное отделение предоставляет специальные образовательные услуги детям дошкольного возраста с нарушением слуха и опорно-двигательного аппарата и обеспечивает условия для качественной подготовки дошкольников к обучению в школе. В дошкольном отделении реализуются варианты образовательных программ для детей с нарушением слуха, имеющих различное психическое развитие (близкое к норме, задержка психического развития, интеллектуальные нарушения различной степени тяжести), а также варианты образовательных программ для детей, имеющих легкие нарушения опорно-двигательного аппарата (программа массового детского сада). Кроме этого, в дошкольном отделении предусмотрено обучение детей-имплантов с учетом применения специальных методов и приемов.
    Наряду с предоставлением специальных образовательных услуг в дошкольном отделении для детей, не достигших 2,5 летнего возраста, открыт консультационный пункт. Целью деятельности его является: оказание психолого-педагогической консультационной помощи родителям и детям; разработка просветительских программ для родителей; совершенствование пространственно-развивающей, здоровье сберегающей среды.

    Таким образом, в дошкольном отделении осуществляется комплекс медико-социальных и психолого-педагогических мероприятий, направленный на поддержание и улучшение физического и психического здоровья ребенка, развитие речевых и произносительных навыков.
    Целью развития общего образования школы-интерната является создание условий, обеспечивающих качество вариативного образования: общеобразовательного варианта, компенсаторно-коррекционного, компенсаторно-адаптационного, абилитационного вариантов обучения.
    Белгородская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат II, IV и VI видов осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования на основании Базисного учебного плана специальных коррекционных бщеобразовательных учреждений (МО РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-П; свидетельства государственной аккредитации от 20.06.2007 г.; лицензии на право ведения образовательной деятельности от 30.08.2005 г. серия А № 198011, регистрационный номер № 2404; Закона «Об образовании», Концепции развития системы общего среднего образования Белгородской области.

    Период пребывания учащегося на той или иной ступени зависит от индивидуальных особенностей: остатков слуха, уровня развития речи, интеллектуальных и физических возможностей.

    Структурная дифференциация представляет следующие уровни обучения, соответствующие вышеуказанным вариантам обучения:

    Слабослышащие учащиеся (II вид)Начальное общее образование 1 отделение (1 вариант), срок обучения 4 года – для обучающихся, получивших дошкольную подготовку в полном объеме, имеющих самостоятельную речь, но допускающих нарушения в грамматическом оформлении предложений и затрудняющихся в употреблении слов.1 отделение (II вариант), срок обучения – 5 лет – для обучающихся, получивших дошкольную подготовку не в полном объеме, владеющих самостоятельной речью с аграмматизмами II отделение (I вариант), срок обучения 4 года, для обучающихся, имеющих самостоятельную речь с грубыми аграмматизмами, значительными недостатками произношения и не использующих свои слуховые возможности II отделение (II вариант), срок обучения 5 лет, для обучающихся, прошедших дошкольную подготовку в полном объеме, но имеющих значительные нарушения всех структурных элементов речи, не использующих свои слуховые возможности. II отделение (III вариант), срок обучения на данной ступени 6 лет, для обучающихся, не прошедших специальную дошкольную подготовку и имеющих грубое недоразвитие или отсутствие речи и сочетание двух или более первичных дефектов: тугоухость, задержка психического развития. Основное общее образование

    В I и II отделении – 6 лет по программам массовой школы. Среднее полное общее образование3 года в очно-заочной форме.Учащиеся с нарушением опорно-двигательного аппарата(VI вид) и слабовидящие (IV вид). Начальное общее образование – 4 года. Основное общее образование – 6 лет. Среднее общее образование – 3 года в очно-заочной форме

    Согласно приложению к приказу РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-П в школе-интернате могут обучаться дети, имеющие сложную структуру дефекта: слабослышащие, имеющие умственную отсталость; слабовидящие, имеющие умственную отсталость; учащиеся с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющие умственную отсталость. По окончании школы воспитанники получают следующие документы:

    1. Аттестат об основном общем образовании.
    2. Аттестат о среднем (полном) общем образовании (в очно-заочной форме).
    3. Свидетельство об окончании специального (коррекционного) класса.

    В рамках компенсаторно-реабилитационной направленности образовательного процесса проводятся обязательные индивидуальные и групповые занятия по коррекции нарушенных функций, по лечебной физкультуре, ритмике, логопедии, лечебные мероприятия – для детей с нарушением ОДА и индивидуальные занятия по формированию правильного произношения и развитию слухового восприятия – для детей с нарушением слуха. Данные виды деятельности обеспечивают службы сопровождения: медицинская и социально-психолого-дефектологическая. Основными направлениями в работе медицинской службы являются: анализ состояния здоровья детей, оценка эффективности профилактических и оздоровительных мероприятий, организация и осуществление лечебно-оздоровительной помощи, контроль соблюдения санитарно-гигиенических норм в учебно-воспитательном процессе. Основными направлениями в работе социально-психолого-дефектологической службы являются: организация методической помощи педагогам, диагностика и консультирование детей и родителей (законных представителей), проведение коррекционно-реабилитационных мероприятий. Особое внимание уделяется трудовой подготовке учащихся, профориентационной работе и профессионально-трудовому обучению по различным направлениям.

    Важной задачей обучения и воспитания детей является оптимальное развитие потенциальных возможностей познавательной деятельности и личности в целом, коррекция недостатков и подготовка к самостоятельной жизни и труду.

    Трудовая подготовка строится на основе политехнизации образования, осуществления преемственности этапов профессионального самоопределения и интеграции системы непрерывного образования с производством и наукой и рассматривается в нескольких аспектах:

  • как средство самоопределения и самоутверждения для достижения определенного социального статуса;
  • как базу для проверки и развития своих возможностей и способностей;
  • как место для выполнения профессиональных проб и приобретения начальных профессиональных знаний, умений и навыков;
  • как товар и средство жизнеобеспечения.
  • Без учета вышеперечисленных аспектов трудовой подготовки, опирающиеся на общеобразовательную подготовку, нельзя дать детям политехнического образования, ориентированного на удовлетворение потребностей личности, ее развитие и самоопределение.

    Основная цель трудовой подготовки - осознанный и адекватный выбор и подготовка учащихся к труду по выбранной профессии, при этом профессиональная подготовка не только формирует у школьников трудовые умения, навыки и знания, не только осуществляет трудовое воспитание – она является основой их профессионального самоопределения.

    В соответствии с новой постановкой задач меняется направление трудовой и профессиональной подготовки - это изучение интересов воспитанников с тем, чтобы определить их возможности в будущей трудовой и профессиональной деятельности.

    Обучение ведется на основе программ общеобразовательных учреждений предмета «Технология» рекомендованных Министерством образования Российской Федерации и авторским программам профессионального обучения по следующим профессиям:

    • Швея;
    • Столяр;
    • Повар.
    • Слесарь по ремонту и эксплуатации автомобилей.

    утвержденным областным экспертным советом департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области по вопросам научно-методического обеспечения образовательного процесса и инновационной деятельности в сфере образования от 03 апреля 2008 года.

    По этим же профессиям были получены лицензии на право ведения образовательной деятельности.

    Необходимо отметить, что принципиальным подходом в предоставлении образовательных услуг учащимся и воспитанникам колы-интерната является дифференцированность в учебной деятельности и интегрированность во внеурочной деятельности (общешкольные мероприятия, кружковая и спортивно-оздоровительная работа, предпрофессиональная подготовка и другие виды деятельности вне зависимости от уровня обучения).

    Таким образом, образовательная система школы-интерната предоставляет услуги по психолого-педагогической реабилитации и социально-трудовой адаптации воспитанников.

    Основными направлениями дополнительного образования школы-интерната являются: спортивно-оздоровительное (стрельба, плавание, футбол, волейбол, настольный теннис, дзю-до, ОФП); декоративно-прикладное (мягкая игрушка, бисероплетение, умелые руки, юный металлист, знай, умей, делай, волшебные ручки, юный художник, поваренок, лепка, бёрдышко, рукодельница); вокально-хореографическое (танцы, Step street Jazz, Топотушки, эстрадно-вокальный кружок); историко-краеведческое (занимательная история)

    Кадровый потенциал представлен педагогическими и медицинскими работниками. Общее число педагогов составляет: 83 чел., из них имеют высшее дефектологическое образование - 29 чел., высшее образование - 77 чел., средне специальное - 4 чел. и незаконченное высшее - 2 чел. Высшую квалификационную категорию имеют 36% педагогов, первую категорию – 16,8%, вторую -33,7%. Имеют звание «Заслуженный учитель РФ» - 1 чел., имеют звание «Почетный работник общего образования РФ» - 26 чел. Общее число медицинских работников – 6 чел. Из них имеют высшее образование - 4чел., среднеспециальное - 2 чел.

    Управление образовательной системы школы-интерната (в том числе внутри каждого структурного подразделения) строится по линейно-функциональному принципу. Отдельные структурные подразделения наделены полномочиями вырабатывать управленческие решения по широкому кругу вопросов в соответствии с функциональными обязанностями заместителей директора и соответствующими положениями о структурных подразделениях школы-интерната.

    Директор

    Зам. директора основной и средней школы

    Зам.директора по дошк. отделению и начальной школе

    Зам. директора по восп. работе

    Зам. директора по АХЧ

    Руководители служб и подразделений

    (педагог-психолог, социальный педагог, Учитель дефектолог слухового кабинета,руководители МО учителей)

    Учителя, воспитатели, сурдопедагоги, логопед, библиотекарь, мед. работники, технический персонал

    В школе-интернате на момент программы обучается 185 воспитанников: 99 чел. – слабослышащие, 59 чел. – дети с ДЦП, 15 чел. – слабовидящие, 12 чел. – очно-заочные классы, группы для слепых.

    Социально-экономический статус семей учащихся и воспитанников школы-интерната представлен следующим образом:

    Таким образом, важными аспектами в работе школы-интерната является поддержка социально-экономического статуса семьи; защита прав ребенка; проведение лечебно-профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей. При этом, несмотря на комплексность предоставляемых услуг, на сегодняшний день существует необходимость в проведении мероприятий по ранней диагностике и реабилитации детей с особенностями в развитии.

    II. Анализ результатов деятельности школы-интерната.

    Основные идеи и приоритеты развития образовательной системы.

    Деятельность образовательной системы по реализации намеченных целей в 2004-2009 уч.г. осуществлялась по следующим направлениям:

  • развитие системы управления учреждением на основе совершенствования межструктурных связей;
  • совершенствование учебно-воспитательного процесса на основе использования инновационных методов обучения, воспитания и обновления содержания методической работы в учреждении;
  • совершенствование лечебно-коррекционной деятельности в учреждении на основе комплексного подхода к вопросу укрепления здоровья воспитанников и формирования системы по развитию психологического здоровья участников образовательного процесса;
  • развитие материально-технической базы учреждения на основе многоканального финансирования.
  • При решении поставленных задач коллектив школы-интерната руководствовался Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, Уставом учреждения, локальными актами. Деятельность служб и подразделений строилась на основе учета особенностей контингента обучающихся и воспитанников.

    Созданная структура управления образовательными процессом школы-интерната в предыдущий период совершенствовалась в плане доработки нормативных документов структурных подразделений и служб сопровождения школы-интерната, а также создания условий для оптимизации деятельности образовательной среды. Эффективно работают службы сопровождения образовательного процесса: медицинская и психолого-дефектологическая, профессиональные объединения педагогов в соответствии с образовательной дифференциацией; методические объединения сурдопедагогов; временные творческие коллективы.

    Таким образом, система управления образования школы-интерната за предыдущий период способствовала оптимизации развития адаптивной образовательной среды школы-интерната.

    Управление содержанием образования в 2004-2009 уч.г. представляло совершенствование комплекса вариативных программ дошкольного образования начального общего, основного общего, специального (коррекционного) и дополнительного образования.

    Приоритетными направлениями дошкольного отделения являлись: коррекционно-реабилитационные мероприятия по развитию психофизического статуса ребенка, эмоционально-волевой сферы; развитие речевых навыков и навыков развития слухового восприятия, подготовка детей к обучению в школе. В дошкольном отделении проводилась консультативная работа (в рамках деятельности психолого-медико-педагогического консилиума) с родителями (законными представителями) и детьми, не посещающими дошкольное учреждение, по оказанию психолого-педагогической помощи. Детям дошкольного возраста проводится большое количество курсов лечения в течение года. Таким образом, в дошкольном учреждении сформировалось образовательное пространство, в рамках которого реализовывался комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий. Однако, проблемными остаются вопросы разработки учебно-дидактического обеспечения коррекционно-образовательного процесса, доступности образовательной среды детям дошкольного возраста с проблемами в развитии психических процессов.

    Одним из главных направлений работы по обеспечению оптимальных условий организации и осуществления образовательного процесса в школьном отделении является создание условий для овладения воспитанниками образовательными стандартами в соответствии с вариативным обучением через соблюдение принципа коррекционно-развивающего и индивидуального обучения. В целях эффективной организации учебного процесса были проведены исследования по изучению уровня зрелости психических функций дошкольников, исследования динамики развития умственных способностей дошкольников на предмет обучения их в 1 классе, изучение особенностей школьной адаптации учащихся 1-х, 5-х и 10 (11) классов. Из 185 учащихся на конец учебного года все успешно закончили учебный год, за исключением ученика 1а класса Черникова Ю., который по просьбе родителей оставлен на повторное обучение по причине пропуска более 2/3 учебных занятий. Качественная успеваемость по начальной школе и среднему и старшему звену составила:

    Важным показателем организации учебного процесса в школе-интернате являются результаты итоговой аттестации учащихся.

    Итоги экзамена по алгебре и русскому языку 2008-2009 уч.г.:

    В 2004-2009 уч.г. решалась задача индивидуализации и дифференциации обучения с соблюдением принципов специального (коррекционного) образования. Приоритетными направлениями на первой ступени образования были: обеспечение овладения воспитанниками образовательного стандарта; работа с родителями (законными представителями). Однако, на всех ступенях обучения актуальными остаются вопросы индивидуализации и возможности интеграции обучения, разработки учебно-дидактического комплекса детей со сложными дефектами.

    Приоритетными направлениями воспитательной системы за прошедший период были: формирование санитарно-гигиенических навыков и навыков жизнеобеспечения, здоровье сбережение;специальная спортивная работа; антиалкогольная и антинаркотическая пропаганда; профориентация; гражданско-патриотическое, художественно-эстетическое, духовно-нравственное, коммуникативное воспитание детей с ОВЗ. Одна из главных задач воспитательной работы за 2004-2009 уч.г. – привлечение родителей к воспитательному процессу. Результатом этого явились ставшие традиционные дни труда, классные и общешкольные родительские собрания, посещение занятий у специалистов, консультативная и просветительская работа с родителями. Система дополнительного образования охватила 260% воспитанников и представлена 28 кружками, что в сравнении с прошлыми годами увеличилось на 5 кружков. Она способствовала процессу самореализации и социализации воспитанников школы-интерната. Общие творческие и спортивные достижения представлены в следующей таблице

    Категория: Материалы по школе | Добавил: Administrator (16.11.2011)
    Просмотров: 714
    © 2017 Школа-интернат №23. Все права защищены.
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz
    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
    г. БЕЛГОРОД, ул. ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ, 80
    первый заместитель начальника департамента образования Белгородской области - начальник управления общего, дошкольного и дополнительного образования Медведева Ольга Ильинична
    ТЕЛ. 8 (4722)32-16-46